Фото: ИА SM-News

В Сети в последние несколько недель разгорелась масштабная пиар-кампания, посвященная ярой националистке из Грузии Ларисе Тупцоковой, в отношении которой в России возбуждено уголовное дело по статье об участии в экстремистской организации. Речь о грузинском «Черкесском культурном центре» *, деятельность которого летом прошлого года Верховным судом РФ была признана экстремисткой. Тупцокова, по сути, была лицом этой организации. Но «защитники» активистки пишут открытые письма и петиции, в частности, к руководству Адыгеи, пытаясь отрицать очевидное.

Зачем Грузии адыги?

Уголовное дело против Тупцоковой возбуждено в сентябре по статье об участии в экстремистской организации (часть 2 статьи 282.2 УК России). Извещение об этом пришло на домашний адрес ее родителей в Майкопе. Об этом Тупцокова сама же написала в своих социальных сетях.

«Моя деятельность всегда была прозрачной и законной», — написала Лариса Тупцокова на своей странице в запрещенной соцсети, явно лукавя.

Она добавила, что не живет в России уже более 14 лет. И это действительно так. Тупцокова проживает в Грузии, замужем за вице-президентом организации «Кавказский фонд» Гелой Хмаладзе. Если верить информации, распространенной в СМИ, эта организация была подразделением Департамента контрразведки МВД Грузии, а сам Хмаладзе – начальником отдела главного управления действующего резерва Департамента контрразведки Грузии.

Эти данные несколько лет назад вместе с копиями секретных документов поступили в СМИ от одного из представителей министерства внутренних дел Грузии. В соцсетях этого человека были размещены секретные документы спецслужб Грузии, посвященные работе на Северном Кавказе, в частности, организации «Кавказский фонд». В источниках говорится, что эта организация сотрудничала с американским «Джеймстаунским фондом» ** (включена в перечень нежелательных в РФ) и создана для «вербовки молодежи и интеллигенции Северного Кавказа, усиления нестабильности и экстремистских настроений в южных регионах России».

Строим логическую цепочку: Хмаладзе руководит организацией, работающей на американские гранты и имеющей целью раскачать обстановку в кавказских республиках, а его супруга Тупцокова – журналист и «этноактивист», которая как раз активно пытается налаживать контакты с молодежью и интеллигенцией республик, в которых проживают адыги. Нетрудно представить, какого рода темы она продвигала.

Делала она это, в частности, как автор издания «Кавказ. Реалии»*** (включено в список СМИ-иноагентов) и канала Circassian Media, а также как активистка и фактически лицо «Черкесского культурного центра»*. Эта организация тоже существовала за счет западных грантов и выполняла прямой заказ по раскачиванию межнациональной обстановки на спекуляциях «черкесским вопросом». Мимо Тупцоковой не прошел ни один сложный для нашей страны период: пандемия, СВО – журналистка в своих материалах раскачивала тему недовольства российской властью в эти кризисные для страны моменты, в обязательном порядке приправляя это «черкесским вопросом» и открыто провоцируя адыгов к межнациональным конфликтам и протестным акциям.

Использовать народ

Под лозунгом «защиты интересов черкесского народа» такими деятелями, как Тупцокова, ведется деятельность с совершенно противоположной задачей – вбить клин между адыгами и проживающими рядом народами, разжечь межэтнические противоречия в нашей стране.

И тут снова вернемся к деятельности «Черкесского культурного центра»* Грузии. Интерес к черкесской проблематике, внезапно вспыхнувший в Грузии, в принципе объяснить сложно. Численность адыгов здесь близка к нулю. Но именно здесь создают организацию, которая заявляет, что главная ее цель — «сохранение адыгского языка, культуры и идентичности». При этом в составе самого центра, кроме Тупцоковой, адыгов нет, а выполнение задачи по «сближению грузинского и адыгского народов» по какой-то причине производится на деньги Америки – а конкретно «Джеймстаунского фонда» **

По этому поводу очень четко выразил позицию президент «Международной черкесской ассоциации» Хаути Сохроков.

«Грузия чуть не стерла с лица земли наш братский абхазский народ, но вдруг в одночасье грузинский парламент принимает закон о признании геноцида черкесов. Разве это не двулично? Мы не верим в его искренность. Мы приветствуем деятельность тех, кто работает в интересах народа, разделяет наши взгляды. А с теми, кто пытается использовать нас для обострения ситуации в России, мы никогда не будем сотрудничать», – сказал Хаути Сохроков.

В июне 2024 года решением Верховного суда организация «Черкесский культурный центр» *внесена в список экстремистских. Естественно, муж Тупцоковой (напомним, — сотрудник спецслужб Грузии) постарался зачистить информацию о ее трудоустройстве в этой организации. Но, во-первых, все, что однажды попало в Сеть, останется здесь навсегда. А во-вторых, националистка Тупцокова не перестала отрабатывать деньги западных кураторов и раскачивать межнациональную обстановку среди адыгов. Речь, в частности, о канале «Circassian Media», который она ведет. Каждый ролик – провокация и, что называется, высосанные из пальца темы, явная цель которых – не рассказать о событиях в черкесском мире, а настроить черкесов против российской власти и других проживающих в России народов, исказить события так, чтобы адыгам казалось, что их по какой-то причине притесняют, и на этом фоне спровоцировать протестные настроения.

В открытых письмах, о которых говорилось выше, о Тупцоковой пишут, как о человеке, посвятившем себя родному языку, литературе и защите интересов адыгов. Но очевидно, что человек, искренне болеющий за свой народ, не станет провоцировать его на откровенное нарушение закона, протесты. Это называется «использовать», а не защищать. Использовать, проживая в Грузии и отрабатывая зарплату от американских кураторов. Что это, если не предательство и откровенный экстремизм?

*организация решением Верховного суда РФ внесена в список экстремистских

**Министерство юстиции РФ включило в реестр организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России

***включено в список СМИ-иноагентов